В широком понимании кластеризация сводится к тому, чтобы взять нечто целое и сгруппировать части этого целого в кластеры по какому-то конкретному признаку.
В случае с анализом биржевых торгов единое целое – это график цены, а точнее – свечи.
Кластеры строятся по ценовым уровням и времени.
Пример. На скриншоте ниже представлено два графика фьючерса на индекс E-mini S&P 500, в обоих случаях с 5 минутным таймфреймом:
- Слева – обычный свечной график. Он содержит информацию о цене открытия и закрытия свечи, а также о максимуме и минимуме за промежуток времени формирования свечи.
- Справа – тот же рынок, только в виде кластеров. Цифры отображают объемы в сделках, которые были заключены по каждой цене, пока формировалась свеча. Две цифры образуют один кластер, причем первая цифра показывает объем в сделках на продажу, вторая – на покупку.
Когда свеча как единое целое кластеризуется по ценовым уровням – мы получаем кластерный график или, как его еще называют, футпринт. Он отображает рынок намного подробнее, чем обычный свечной график. Ты получаешь больше ценной информации о динамике торгов – а вместе с тем конкурентное преимущество перед другими трейдерами.
На скриншоте еще один пример кластера в трейдинге (помечен стрелкой).
Кластер дает следующую информацию: по цене 4180.25 было куплено 74 контракта, 37 продано. Так как свеча еще не закрылась, числа внутри кластера могут измениться.
Кластерный анализ – это исследование кластеров внутри свечей с целью оценить ход биржевых торгов в прошлом и составить их прогноз на будущее.